Вы здесь

Неприступное сердце Евразии или китайские приключения

Источник: http://www.risk.ru/blog/207143

В этом небольшом рассказе вы сможете узнать о современных особенностях велопутешествий по Синьцзяню (Западный Китай). О том, как мы пытались пройти древним перевалом Музарт (кратчайшим путем между Джунгарией и Кашгарией). О попытке пробраться на сакральный Тибет и ещё о многом интересном.

В сентябре 2015 г. команда велотуристов из города Новосибирска (т/к Ювента) совершила велосипедный маршрут 5 к.с. по территории Западного Китая (СУАР).
Этот регион привлек нас тем, что в его пределах сходятся крупнейшие горные системы Мира: Тянь-Шань, Памир, Куньлунь, Каракорум, Гиндукуш и Гималаи. Кроме того, здесь располагается одна из величайших песчаных пустынь – Такла-Макан, а на юге находится Тибетское нагорье. Регион интересен и с исторической точки зрения: здесь проходило несколько ветвей «Великого Шелкового Пути».
В итоге нами был запланирован маршрут, состоящий из трех частей, с пересечением: 1. Тянь-Шаня; 2. Памира; 3. Куньлуня и Тибета. График движения должен был быть очень напряженным. Активные участки должны были чередоваться с переездами. Переезды выполняли функцию дневок и заодно помогали соединить далеко расположенные друг от друга районы.
В итоге общая протяженность маршрута составила более 5000 км, из них более тысячи предполагалось преодолеть на велосипеде.
Информацию о предстоящем маршруте приходилось собирать по крупицам. О многих интересовавшие нас объектах современной информации не было. Так, например, о запланированном нами перевале Музарт, который в древности был кратчайшим путем из Кашгарии в Джунгарию, нам удалось найти только описание Костенко Л.Ф. от 1872 года (подробнее о попытке пройти перевалом Музарт читайте ниже).

а основании изученных отчетов у нас сложилась определенная картина о путешествиях по Синьцзяню. Мы знали, что ситуация в регионе напряженная и год от года напряжение возрастает. Особенно ситуация усложнилась после 2009 года когда в г. Урумчи (столица СУАР) прошли массовые волнения и теракты. После этого года в регионе, по сути, было введено военное положение, которое проявилось в усиление контроля китайских спецслужб за обстановкой в регионе, возрастанию числа блокпостов, усилению внимания ко всему «странному». Так же нам было известно о проблемах с китайскими властями у трех последних крупных экспедициях в этот регион (Чхетиани, 2009; Лебедев, 2011; Королев, 2014). Причем в двух случаях китайские власти депортировали наших путешественников за пределы «закрытых» для посещения мест. При этом во всех источниках говорится о беспрепятственном перемещении по Синьцзяню.
Сейчас в Синьцзяне бум развития хозяйства и инфраструктуры. Строятся новейшие дороги, дома, предприятия. Китайцы активно преобразуют этот регион и ассимилируют местное население – уйгуров.
В связи с тем, что ситуация в регионе напряженная, и о нескольких участках предполагаемого маршрута вообще не было ни какой достоверной информации. Нам пришлось планировать несколько запасных вариантов на случай запрета китайскими властями на въезд и на случай отставания от графика. Поэтому пришлось внимательно изучить территорию маршрута с помощью космоснимков в программе Google Earth и наметить несколько вариантов запасных путей.
Для того что бы добраться до места старта г. Монголкюре мы сначала летели на самолете, потом ехали на поезде, после чего пересели на автобус и только потом смогли поехать на велосипедах.
В итоге у нас получился достаточно насыщенный маршрут.

Общая продолжительность составила 28 дней
Общая протяженность маршрута более 5000 км
Из них на велосипедах мы проехали 1062 км
Суммарный набор высот 13132 м

Велосипедная часть нашего путешествия начиналась в долине реки Текес. Из долины реки в хорошую погоду хорошо видны высочайшие вершины Центрального Тянь-Шаня.

По первому варианту мы планировали пересечь Тянь-Шань через перевал Музарт 3602 м, который является четкой географической границей между Центральным и Восточным Тянь-Шанем. Информации об этом перевале было очень мало, особенно современной. Нам удалось найти описание прохождения перевала с юга Костенко Л.Ф. от 1872 года. Так же нам встречались отдельные сведения об изучении района перевала гляциологами.

Перевал очень интересный, позволяет сравнительно легко пересечь Тянь-Шань, в его наиболее возвышенной части. В древности через перевал проходила караванная дорога. Изюминкой этого перевал, является 11-ти километровый участок по леднику Музарт. Для обеспечения прохождения караванов на крутых участках подъема, с южной стороны под языком перевала стоял пикет, где жили рабочие вырубавшие ступени в леднике.
Сейчас в долине реки Сев. Музарт организован парк, в который возят группы китайских туристов.
Нам удалось объехать контрольно пропускной пункт у поселка Шаты. И проехать 23 километра вверх по реке Сев. Музарт. После чего на одном из привалов к нам подъехал джип с сотрудниками местного парка.
Сначала сотрудники сказали, что нам необходимо зарегистрироваться внизу в поселке и дальше мы можем продолжить наш путь. Они отвезли нас вниз к местному «генералу», который запретил нам находиться в данном районе. Не смотря на все наши уговоры дороги дальше не было.

О том, что нас могут не пустить, мы знали заранее и поэтому заготовили запасной, не менее интересный вариант пересечения восточного Тянь-Шаня, через перевал 3501 м. Перевал, имея не слишком большую высоту, был очень сложным – суммарный набор высоты составил более 2 км, а раскисшая скотопрогонная тропа сделали это препятствие незабываемым.

Далее следовал интересный участок по долине р. Кексу. Река течет в каньоне, и мы пытались ехать по её высокому правому берегу, прыгая по увалам. На этом участке мы любовались живописным массивом хребта Карагайташ или «Каменный лес».

На следующий день мы брали перевал Карагайташ 3183 м. Перевал был не сложным и состоял из большого количества витков серпантина, но подъем осложнялся внезапно наступившей зимой.

Целиком с фотографиями: http://www.risk.ru/blog/207143